|
Введение
Основанием для проведения работ является необходимость школьного
экологического просвещения и ориентации экологического образования
на обучение школьников решению местных экологических проблем, способствующего
социальному самоопределению учащихся, активному поиску знаний и
их применению на практике. Экологическое информирование населения,
его обучение являются одними из приоритетных направлений деятельности
Правительства Москвы, а также Департамента образования, определенными
Постановлением Правительства Москвы от 12 июля 2005 г. № 492 ПП
(Целевая среднесрочная экологическая программа г. Москвы на 2005–2007
г.).
В документах отмечается, что, несмотря на большую проделанную работу
в области экологического образования и просвещения, направленную
на формирование ориентированного общественного мнения и «экологически»
воспитанных людей, данная деятельность требует большой централизации
и контроля. При этом особое внимание следует уделить воспитанию
подрастающего поколения, привлечению внимания к городским экологическим
проблемам, вовлечению в общегородские экологические мероприятия,
акции. Особую важность при этом приобретает пропаганда экологически
обоснованных норм поведения и природоохранной деятельности на особо
охраняемых территориях.
Однако на сегодняшний день практически отсутствуют учебно-методические
материалы, позволяющие организовать учебно-исследовательскую и просветительскую
деятельность, вовлечь учащихся, население города в практическую
деятельность по решению местных экологических проблем. Поэтому в
рамках проекта «Организация исследовательской и просветительской
деятельности силами учащихся и учителей на территории природно-исторического
парка «Москворецкий» были запланированы: разработка, опробование
и издание учебно-методических материалов для организации исследовательской
и просветительской деятельности на территории природно-исторического
парка «Москворецкий».
В опробовании материалов пособия приняли участие 28 учителей 18
образовательных учреждений ЗАО г. Москвы (школы № 60, 659, 713,
800, 802, 815, 844, 874, 1014, 1016, 1018, 1061, 1117, 1195, 1214,
1317, 1400 и ЦДТ «Матвеевское»).
Основаниями для проведения работ являются следующие документы:
• федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
от 14.03.95 № 33–ФЗ;
• федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95. № 52–ФЗ;
• Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях
в городе Москве" от 26.09.2001 № 48;
• постановление Правительства Москвы от 21.07.1998 года № 564 «О
мерах по развитию территорий природного комплекса Москвы»;
• постановление Правительства Москвы от 24.06.03 № 482 «О создании
государ-ственных природоохранных учреждений города Москвы – дирекций
особо охраняемых природных территорий»,
• постановление Правительства Москвы от 02.03.04 № 116–ПП «О мероприятиях
по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению
численности редких животных на особо охраняемых природных территориях
города Москвы».
• Постановление Правительства Москвы от 12.06.05 № 492 ПП «О мероприятиях
по повышению эффективности экологического просвещения в г. Москве».
Пособие «Социально-экологические проекты на особо охраняемых природных
территориях города Москвы» (на примере природно-исторического парка
«Москворецкий») состоит из отдельных мини-проектов, объединенных
общей идеей изучения и улучшения состояния окружающей среды на особо
охраняемых природных территориях: «Составляем план местности», «Микроклиматические
наблюдения», «В мире воды», «Растительные сообщества природно-исторического
парка Москворецкий», «Знакомство с обитателями водоёмов», «Водоём
как экосистема», «Помоги реке и её обитателям», «Рекреационные исследования»,
«Как осуществить свой проект», «Социологический опрос».
К каждому мини-проекту прилагается набор материалов с описанием
методик работы, практических рекомендаций, справочных материалов,
определительных карточек, необходимых для выполнения проектов. Методики
исследований просты и доступны для выполнения учащимися и не требуют
дополнительных знаний, выходящих за рамки школьных программ. В процессе
выполнения работ школьниками могут освоить и осуществить социально-значимые
проекты, направленные на изучение и улучшение состояния окружающей
среды.
Работая по исследовательским проектам («Составляем план местности»,
«Микроклиматические наблюдения», «В мире воды», «Растительные сообщества
природно-исторического парка «Москворецкий», «Знакомство с обитателями
водоемов», «Водоем как экосистема», «Рекреационные исследования»,
«Помоги реке и ее обитателям»), школьники овладеют навыками оценки
качества воды в Москва-реке, научатся оценивать видовое разнообразие
растений и животных, проводить рекреационные, геоморфологические
и гидрологические исследования, овладеют опытом проведения природоохранных
акций. Осуществляя проект «Общественное мнение», школьники приобретут
навыки проведения социологических опросов, оформления результатов
собственных исследований, подготовки материалов для публикации в
прессе, что будет способствовать развитию творческих и коммуникативных
способностей детей. Для школьников, прошедших обучение с использованием
материалов пособия, предлагается попробовать свои силы в создании
и проведении собственных социально-значимых проектов. Разработанные
учебно-методические материалы «Создай свой проект» позволят учащимся
не только организовать и провести собственные проекты, но и отработать
систему взаимодействия с органами местной власти, общественностью,
населением, СМИ.
Используя разработанные материалы, учащиеся получат возможность
выбрать один или несколько проектов, исходя из личного интереса
и возможностей, что позволит реализовать основные принципы гуманистической
педагогики, ориентировать учебный процесс на субъект-субъектную
основу. Осуществляя исследовательскую и природоохранную деятельность,
учащиеся смогут получить реальный положительный результат, связанный
с улучшением состояния окружающей среды на территории природно-исторического
парка «Москворецкий», важный не только для самого школьника, но
и для всего общества в целом.
Данное пособие может быть использовано учителями школ как в рамках
уроков, так и во внеклассной деятельности, а также в системе дополнительного
образования.
|
|