«Социально-экологические проекты на особо
охраняемых природных территориях г. Москвы»
(на примере природно-исторического парка «Москворецкий»)
ГЛАВНАЯ
ВВЕДЕНИЕ
ПРОЕКТЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ
ИТ В ПОМОЩЬ
ПРОЕКТАМ
КАРТОЧКИ
РАСТЕНИЙ И
ЖИВОТНЫХ
ДОПОЛНЕНИЯ К КАРТОЧКАМ
ЛИТЕРАТУРА
РЕСУРСЫ В
ИНТЕРНЕТЕ
КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение


Основанием для проведения работ является необходимость школьного экологического просвещения и ориентации экологического образования на обучение школьников решению местных экологических проблем, способствующего социальному самоопределению учащихся, активному поиску знаний и их применению на практике. Экологическое информирование населения, его обучение являются одними из приоритетных направлений деятельности Правительства Москвы, а также Департамента образования, определенными Постановлением Правительства Москвы от 12 июля 2005 г. № 492 ПП (Целевая среднесрочная экологическая программа г. Москвы на 2005–2007 г.).

В документах отмечается, что, несмотря на большую проделанную работу в области экологического образования и просвещения, направленную на формирование ориентированного общественного мнения и «экологически» воспитанных людей, данная деятельность требует большой централизации и контроля. При этом особое внимание следует уделить воспитанию подрастающего поколения, привлечению внимания к городским экологическим проблемам, вовлечению в общегородские экологические мероприятия, акции. Особую важность при этом приобретает пропаганда экологически обоснованных норм поведения и природоохранной деятельности на особо охраняемых территориях.
Однако на сегодняшний день практически отсутствуют учебно-методические материалы, позволяющие организовать учебно-исследовательскую и просветительскую деятельность, вовлечь учащихся, население города в практическую деятельность по решению местных экологических проблем. Поэтому в рамках проекта «Организация исследовательской и просветительской деятельности силами учащихся и учителей на территории природно-исторического парка «Москворецкий» были запланированы: разработка, опробование и издание учебно-методических материалов для организации исследовательской и просветительской деятельности на территории природно-исторического парка «Москворецкий».

В опробовании материалов пособия приняли участие 28 учителей 18 образовательных учреждений ЗАО г. Москвы (школы № 60, 659, 713, 800, 802, 815, 844, 874, 1014, 1016, 1018, 1061, 1117, 1195, 1214, 1317, 1400 и ЦДТ «Матвеевское»).
Основаниями для проведения работ являются следующие документы:
• федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33–ФЗ;
• федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95. № 52–ФЗ;
• Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" от 26.09.2001 № 48;
• постановление Правительства Москвы от 21.07.1998 года № 564 «О мерах по развитию территорий природного комплекса Москвы»;
• постановление Правительства Москвы от 24.06.03 № 482 «О создании государ-ственных природоохранных учреждений города Москвы – дирекций особо охраняемых природных территорий»,
• постановление Правительства Москвы от 02.03.04 № 116–ПП «О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы».
• Постановление Правительства Москвы от 12.06.05 № 492 ПП «О мероприятиях по повышению эффективности экологического просвещения в г. Москве».

Пособие «Социально-экологические проекты на особо охраняемых природных территориях города Москвы» (на примере природно-исторического парка «Москворецкий») состоит из отдельных мини-проектов, объединенных общей идеей изучения и улучшения состояния окружающей среды на особо охраняемых природных территориях: «Составляем план местности», «Микроклиматические наблюдения», «В мире воды», «Растительные сообщества природно-исторического парка Москворецкий», «Знакомство с обитателями водоёмов», «Водоём как экосистема», «Помоги реке и её обитателям», «Рекреационные исследования», «Как осуществить свой проект», «Социологический опрос».

К каждому мини-проекту прилагается набор материалов с описанием методик работы, практических рекомендаций, справочных материалов, определительных карточек, необходимых для выполнения проектов. Методики исследований просты и доступны для выполнения учащимися и не требуют дополнительных знаний, выходящих за рамки школьных программ. В процессе выполнения работ школьниками могут освоить и осуществить социально-значимые проекты, направленные на изучение и улучшение состояния окружающей среды.


Работая по исследовательским проектам («Составляем план местности», «Микроклиматические наблюдения», «В мире воды», «Растительные сообщества природно-исторического парка «Москворецкий», «Знакомство с обитателями водоемов», «Водоем как экосистема», «Рекреационные исследования», «Помоги реке и ее обитателям»), школьники овладеют навыками оценки качества воды в Москва-реке, научатся оценивать видовое разнообразие растений и животных, проводить рекреационные, геоморфологические и гидрологические исследования, овладеют опытом проведения природоохранных акций. Осуществляя проект «Общественное мнение», школьники приобретут навыки проведения социологических опросов, оформления результатов собственных исследований, подготовки материалов для публикации в прессе, что будет способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей детей. Для школьников, прошедших обучение с использованием материалов пособия, предлагается попробовать свои силы в создании и проведении собственных социально-значимых проектов. Разработанные учебно-методические материалы «Создай свой проект» позволят учащимся не только организовать и провести собственные проекты, но и отработать систему взаимодействия с органами местной власти, общественностью, населением, СМИ.

Используя разработанные материалы, учащиеся получат возможность выбрать один или несколько проектов, исходя из личного интереса и возможностей, что позволит реализовать основные принципы гуманистической педагогики, ориентировать учебный процесс на субъект-субъектную основу. Осуществляя исследовательскую и природоохранную деятельность, учащиеся смогут получить реальный положительный результат, связанный с улучшением состояния окружающей среды на территории природно-исторического парка «Москворецкий», важный не только для самого школьника, но и для всего общества в целом.
Данное пособие может быть использовано учителями школ как в рамках уроков, так и во внеклассной деятельности, а также в системе дополнительного образования.

 
на главную страницу
 

Дизайн: М.Г. Ренжин; Верстка: Н.В. Дмитриева

 
Hosted by uCoz